Ноу-хау как основа менеджмента в теории и практике бизнеса.
Термин "ноу-хау" впервые был применен в США и в переводе с английского означает "знать, как". Под ноу-хау понимаются технические знания, опыт, секреты производства, торговли и управления, которые не защищены соответствующими патентами. Это понятие часто распространяется на любую информацию, полезную для коммерческой деятельности. В юриспруденции под ноу-хау подразумевается информация, которая представляет
действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Примерами ноу-хау могут быть: специфические изменения технологических процессов, схемы работы персонала, техническая документация на производимые товары, результаты исследований рынка.Ноу-хау относится к интеллектуальной собственности. Информация, составляющая ноу-хау, может находиться в собственности граждан, организаций и общественных объединений. Владеть такой информацией можно, создав ее или приобретя на законных основаниях. Различают материальную и нематериальную форму ноу-хау. К материальной форме относятся документы, фотографии, копии, микрофильмы и т.п. В такой форме могут быть переданы архитектурные планы зданий, схемы расположения оборудования, чертежи машин и деталей, списки запчастей, различные инструкции, расчеты и т.д. К нематериальной форме относятся консультации по технологии производства и другим вопросам, демонстрация способов производства.
Различают техническое и коммерческое ноу-хау. К техническому относят различного рода технические, профессиональные знания и опыт, обычно закрепленные в чертежах, результатах опытов, расчетах, инструкциях по технологии и т.п. К коммерческому ноу-хау относятся вопросы организации производства, картотеки клиентов и поставщиков, методы рекламы и другие знания. Коммерческие и технические ноу-хау могут быть тесно связаны. Например, результаты статистических исследований могут быть использованы вместе с методами рекламного воздействия на различные категории покупателей.
В недавнее время произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в различных областях знаний. Экономическое развитие в последние годы происходит за счет наукоемких производств. Поэтому научно-технический прогресс в последние десятилетия приобретает ряд новых черт. Одна из них - резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. - 24 года, с 1945 по 1964г. - 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) - 3-4 года. Произошло, таким образом, сокращение периода внедрения до продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствования производства, стало экономически более выгодным развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе сегодняшней техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, а теперь они стали продолжением фундаментальной науки - наукоемкими технологиями.
Современное предприятие обязано в какой-то мере заниматься новыми технологиями для того, чтобы не отстать от конкурентов. Особенно это актуально для больших компаний, которые не являются настолько гибкими, чтобы следовать всем изменениям технологий, они должны предугадывать изменения и заранее готовиться к ним.
Таким образом
, сложилось ряд стратегий, позволяющих предприятиям не отставать от остальных в области современных технологий и самим пожинать плоды прогресса.1. Регенерируемый рост. Основной идеей этой стратегии является необходимость развертывать деловую активность в молодых отраслях. Это осуществляется приобретением малых предприятий либо созданием новых подразделений внутри компании. Недостатком является то, что подобное малое подразделение ориентировано на неопределенный и неразвитый рынок
, в то время как головная компания ведет свои операции на более или менее стабильной основе. В результате часты конфликты в управлении подразделением и корпоративным управлением, что не позволяет достаточно эффективно развивать новые технологии. Как альтернативу применяют:2. Стратегию выжидания. На ранней стадии развития какой-либо отрасли компании внимательно выжидают, следя за действующими в этой отрасли предприятиями. Когда выяснятся перспективы, тогда принимается решение о работе в этой области или об отказе от подобного направления. Недостатком является то, что более решительная компания может быстрее приняться за разработки и занять новый рынок раньше.
Различают ряд типов нововведений:
1. Базовые нововведения. К
ним относят фундаментальные научные исследования в различных областях знания. Эти исследования крайне дорогостоящи, т.к. требуют привлечения большого числа высококвалифицированных исследователей и больших временных затрат. К тому же результаты такого рода исследований практически невозможно предсказать. Положительной чертой базовых исследований является то, что они позволяют осуществлять громадные технологические прорывы.2. Прикладные нововведения. Эти нововведения представляют собой внедрение уже существующих научных достижений в производство
. Они требуют меньший объем средств и их результат более предсказуем. На базе прикладных исследований также можно создавать принципиально новые технологии и товары.3. Нововведения по улучшению изделий. Эти нововведения применяются практически всеми предприятиями и являются основой успешной конкурентной борьбы
.4. Модификационные нововведения. Это нововведения, которые не представляют собой ничего принципиально нового, но тем не менее часто необходимы. Примером модификационных нововведений является создание модельного ряда телевизоров, стиральных машин и т.п.
Основной чертой работы с новыми технологиями является риск. Из 100 новых идей, над которыми ведутся эксперименты
, успешны лишь 2. Даже из успешных разработок только 60% попадают на рынок. Новые товары, попавшие на рынок в 40% случаев не выдерживают конкуренции с уже существующими или такими же новыми товарами. Эта нерадостная картина дополняется тем, что затраты на исследования обычно превышают запланированные в 2-5 раз.Жизненный цикл технологий:
S-образные кривые часто встречаются парами. Промежуток между парой кривых представляет собой разрыв, в рамках которого одна технология замещает другую (струйники-матричники-лазерники в домашних условиях). Очень важно определить, в каком месте этой кривой находится используемая технология.
Если оценить распределение затрат на новые исследования, то окажется, что большую часть вложений съедают первоначальные исследования и эксперименты и конструирование опытных образцов. Эти этапы поглощают в среднем 65% всех затрат. Сейчас появляется все больше новых фирм, которые берут на себя эти самые ответственные этапы. Эти фирмы готовы взять на себя разработку основных принципов новой технологии, проведение серий экспериментов, выполнение проектных и конструкторских работ вплоть до выпуска опытных образцов. Эти фирмы содержат штат настолько квалифицированных сотрудников, что обычные фирмы не могут себе подобного позволить.
Также одним из новых методов разрботки ноу-хау являются венчурные фирмы. Венчурный в переводе означает рисковый. Венчурное предприиятие обычно небольшого размера, оно занимается превращением новых идей в новые технологии. Основателями подобных предприятий обычно являются талантливые инженеры, ученые, менеджеры, которые хотят заниматься исследовательской работой без контроля со стороны начальства. Начальный капитал берется от крупных корпораций, частных фондов и государства. Такая форма организации позволяет очень эффективно и гибко вести новые исследования. Если результаты положительны, то фирма может перейти от разработки к продажам или продать полученную технологию сторонней фирме. Как правило, договор о продаже ноу-хау сопровождается направлением специалистов для налаживания технологического процесса и т.д.
Хотя ноу-хау популярны уже довольно долгое время, но их более широкому развитию препятствует множество факторов: неразвитость законов, недостаточность финансирования, неразвитость инфраструктуры и т.д. Сегодня с этим пытаются бороться: создают новые законопроекты, внедряют новые образовательные программы, строят технопарки и технополисы. Все это дает надежду на то, что в скором времени новые технологии расцветут пышным цветом и возможно тогда станет ясно, на что они способны.