ВверхДомой

Текстовый редактор MS Word.
Занятие №1.
Начало работы.

Текстовый редактор MS Word. Основные компоненты окна редактора MS Word. Перемещение по документу. Порядок работы с документом. Набор текста. Параметры страницы. Справочная система. Разные мелочи (режим просмотра документов, команды Отменить/Повторить, масштаб, поиск в документе).

Текстовый редактор MS Word.

Word - довольно мощный текстовый редактор для работы с неспециализированными и офисными документами. Безусловными плюсами этого текстового редактора являются

  1. Наглядность: Word позволяет непосредственно при наборе увидеть документ почти таким же, каким он получится при печати.
  2. Простота: при первом знакомстве Word относительно прост. Пользоваться этим текстовым редактором может даже новичок.
  3. Многофункциональность: с помощью редактора Word можно создавать даже очень сложные документы. Word поддерживает различные виды форматирования, вставку графических элементов, вставку математических формул почти любой сложности. У текстового редактора Word есть инструменты для создания таблиц и графических элементов. У Word’а одна из лучших систем проверки орфографии и грамматики.

С другой стороны, у текстового редактора Word есть довольно много недостатков:

  1. Документы MS Word занимают очень много места. (Пустой документ MS Word может занимать порядка 20 Kb.)
  2. Word практически невозможно использовать при написании специализированных текстов по математике, физике, химии и т.д.

Как к положительным (с одной стороны), так и к отрицательным (с другой стороны) особенностям текстового редактора Word можно отнести автоматические действия: автоформатирование, автозамена, и т.д.

Основные компоненты окна редактора MS Word.

  1. Окна документов. Текстовый редактор Word может одновременно работать с несколькими документами. Каждый документ открывается в своем окне, которое является вложенным для окна Word. У вложенных окон, как и у обычных окон, есть три системные кнопки: Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть. Если вы хотите закрыть только один документ, при этом не хотите завершать работу с остальными документами и с Word’ом, необходимо закрыть окно документа. Если же вы хотите завершить работу со всеми документами и с редактором Word, надо закрыть окно приложения (Word'а). Между окнами документов можно переключаться, используя пункт Системного меню “Окно”.
  2. Горизонтальная и вертикальная полоски прокрутки документа позволяют быстро добраться до необходимого фрагмента.
  3. Системное меню MS Word. Функции в MS Word можно вызывать четырьмя способами (как и в большинстве прочих приложений).
    1. При помощи сочетаний клавиш.
    2. Из контекстного меню.
    3. При помощи кнопок на панелях задач.
    4. Из системного меню.

    В данном курсе все будет изучаться на основе четвертого способа, т.к. он является наиболее общим. Остальные способы - на самостоятельное изучение.

  4. Панели инструментов. Очень часто удобно использовать две панели инструментов: Стандартную и Форматирование. Иногда требуется панель Рисование. Реже другие. Чтобы показать или скрыть какие-нибудь панели инструментов, воспользуйтесь пунктом Меню => Вид => Панели инструментов. Затем включить или отключить нужную панель.
  5. Другие компоненты, о которых речь, возможно, пойдет позже.

Для переключения между окнами документов используйте пункт Меню=>Окно, в котором выберите необходимый вам документ.

Перемещение по документу.

Клавиши

Перемещение

® ¬ ­ ¯

на один символ вправо, влево, вверх или вниз

Ctrl + ® , Ctrl + ¬

на одно слово вправо, влево

End, Home

в конец, в начало строки

Ctrl + ­ , Ctrl + ¯

на один абзац вверх, вниз

PageUp, PageDown

на одно окно вверх, вниз

Ctrl+PageUp, Ctrl+PageDown

в начало предыдущей страницы, в конец следующей страницы

Ctrl+End, Ctrl+Home

в конец, в начало документа

Кроме того, как уже говорилось, можно просматривать документ при помощи полос прокрутки.

Порядок работы с документом.

  1. Открываем текстовый редактор MS Word.
  2. Если мы хотим работать с новым документом, надо его создать. Меню=>Файл=>Создать. Выбрать “Новый документ” или “Обычный документ”.
  3. Если мы хотим работать со старым документом, надо его открыть. Меню=>Файл=>Открыть. Убедитесь, что в строке “Тип файла” стоит фраза “Документы Word (*.doc)”. Найдите нужный вам документ и откройте его.
  4. Затем происходит собственно работа с файлом, чему мы будем учиться на следующих занятиях.
  5. По окончании работы файл необходимо сохранить. Меню=>Файл=>Сохранить. Если вы открывали файл, то старая версия заменится новой. Убедитесь, что в строке “Тип файла” стоит фраза “Документы Word (*.doc)”, иначе некоторая информация может быть уничтожена.
  6. Если вы не хотите заменять старую версию новой, а хотите сохранить обе версии, надо выполнить команду Меню=>Файл=>Сохранить как.… Убедитесь, что в строке “Тип файла” стоит фраза “Документы Word (*.doc)”, иначе некоторая информация может быть уничтожена. Введите имя для этой версии документа в строке “Имя файла”.
  7. Закройте окно документа, или если это необходимо, окно приложения. Если вы не сохранились, возникнет диалоговое окно с вопросом: “Сохранить изменения в документе?” Если вы не хотите закрывать окно, нажмите “Отмена”, если хотите закрыть окно и сохранить - “Да”, если сохранять не надо - “Нет”.

Набор текста.

Абзацы.

При наборе текст автоматически переносится на новую строку, как только текущая строка будет заполнена. Текст, набранный между двумя нажатиями клавиши Enter, считается абзацем. Каждый абзац подчиняется своим правилам форматирования. Если есть необходимость начать новую строку, но не начинать абзац, надо воспользоваться сочетанием клавиш Shift+Enter. Чтобы начать следующий абзац с новой страницы, можно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+Enter, которое начнет новый абзац на следующей странице.

Невидимые символы.

В процессе набора текста часто возникает потребность увидеть, в каких местах были нажаты Enter’ы, а в каких Shift+Enter. В любом документе Word кроме видимых символов есть еще много невидимых. Например, непечатные символы создаются при использовании клавиш: Enter, Shift+Enter, Пробел, Tab,… Для того, чтобы невидимые знаки появились на экране (на печати их все равно не будет), надо нажать клавишу “Непечатаемые символы” стандартной панели инструментов. (Она выглядит так: ¶). Можно также воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+Shift+8.

Есть еще один полезный невидимый символ - неразрывный пробел. При профессиональной верстке текста считается дурным тоном, если предлог (или частица) и слово, к которому он относится, попадают на разные строки. Для того чтобы этого избежать, используют неразрывный пробел, который вставляют между предлогом и словом. Неразрывный пробел не позволяет делать в этом месте разрыв строки.

Символы, которых нет на клавиатуре.

Часто при наборе текстов требуются символы, которых нет на клавиатуре. Например, буквы греческого алфавита: a , b , e , p , … - и другие символы, например, ³ , ´ , ® , & , b , " , … Для того, чтобы вставить эти символы в ваш текст, воспользуйтесь командой Меню=>Вставка=>Символ…, в появившемся окне выберите символ, который вам необходим. Если необходимый вам символ не появился сразу, попробуйте посмотреть символы из других шрифтов, для этого выберите нужный вам шрифт из ниспадающего списка “Шрифт”.

Удаление нежелательного текста.

Вы можете удалить нежелательный текст. Для этого выделите ненужный текст и нажмите клавишу Delete. Для удаления одной буквы, нажмите клавишу BackSpace (ç , она находится над Enter’ом), если ненужная буква находится перед курсором; или клавишу Delete, если ненужная буква после курсора.

Параметры страницы.

Стандартные поля в документе Word: левое и правое по 3,17 см, верхнее и нижнее по 2,54 см. Эти поля можно изменить, если необходимо. Кроме того, стандартно строчки идут поперек листа (вдоль короткой его стороны), это тоже можно изменить. Для того чтобы изменить параметры страницы надо выбрать пункт Меню=>Файл=>Параметры страницы… на вкладке “Поля” установить необходимые поля. Если планируется печатать с двух сторон листа, установите флажок “Зеркальные поля”. На вкладке “Размер бумаги” выберите сам размер бумаги (стандартный размер - А4, размер А3 - вдвое больше и т.д.) Если вы используете нестандартную бумагу, укажите ширину и высоту листа вручную. На этой же вкладке укажите ориентацию листа “Книжная” (стандартная) или “Альбомная” (строчки будут идти вдоль длинной стороны листа). Проверьте, чтобы в графе “Применить” стояло “Ко всему документу”. Не забудьте смотреть на образец - все внесенные вами изменения отражаются на нем.

Другие мелочи:

  1. Для удобства просмотра можете установить масштаб отображения документа: Меню=>Вид=>Масштаб…
  2. Если вы произвели ненужное действие, воспользуйтесь командой Меню=>Правка=>Отменить (или кнопкой на стандартной панели инструментов), лишнюю отмену можно нейтрализовать кнопкой “Повторить” (или командой повторить в том же пункте Меню).
  3. Есть несколько режимов просмотра документа при работе с ним.
    1. Обычный режим. В этом режиме нет разбиения на страницы, не отображаются графические и некоторые другие объекты.
    2. Электронный документ. В этом режиме документ отображается упрощенно. То, что вы видите, не соответствует тому, что получится при печати.
    3. Структура. Удобный режим для сложных документов.
    4. Разметка страницы. Текст наиболее приближен к тому, что получится на печати. Для наших целей будем использовать этот режим.

    Установить необходимый режим можно, воспользовавшись пунктом Меню=>Вид.

  4. Найти в тексте какое-либо буквосочетание можно с помощью пункта Меню=>Правка=>Найти… (В графе “Найти” надо написать требуемое буквосочетание).

Справочная система

Всю необходимую информацию можно найти в справочной системе MS Word. Меню=>?=>Вызов справки.

Практическое задание

ВверхДомой