Появился в моей коллекции вот такой вот замечательный дальномерный среднеформатный фотоаппарат, Voigtlander Bessa 1934-го года выпуска. Чуть больше про него можно почитать вот здесь, а тут я хотел бы написать о том, как я юстировал в нем дальномер.
Сразу оговорюсь, что я не фотомастер и делал все нижеописанное, руководствуясь в основном здравым смыслом и знаниями физики. Но тем не менее мой фотоаппарат теперь снимает нормально, да и информации по ремонту этой камере в интернете — крохи. Поэтому делюсь опытом.
Для юстировки дальномера надо только снять верхнюю крышку. Один из болтов находится под наклеенной сверху кожей, возле движка переключения поля зрения видоискателя между 6x6 и 6x9. Отдираем кожу сбоку, пока не найдем винт. Второй винт находится под круглой крышкой, на которой отмечены ГРИП для разных диафрагм:
Крышечка приклеена, подцепляем ее лезвием. Дальше все неспеша разбираем до тех пор, пока не покажутся два винтика (отмечены красными кругами):
Эти винты прижимают шестеренку, передающую момент на блок сдвига объектива и эксцентрик, сдвигающий рычаг наклона одного из зеркал дальномера. Юстировка вообщем-то и заключается в том, чтобы изменить взаимное положение этих эксцентрика и шестеренки. Связь первым делом надо вообще разорвать, вывинтив эти два болтика.
Я юстировал не по бесконечности, а по близкорасположенному предмету. А именно по лампочке, расположенной метрах в трех от камеры. Камеру поставил на штатив, зафиксировал ее (она не должна сдвигаться во время всего процесса). Затвор перевел в режим Т и открыл его на максимальную диафрагму. Потом я изготовил матовый экран. Можно по-простому взять кальку, но я хотел лучшего качества. Поэтому вырезал из прозрачной крышки от компакт-диска пластину примерно 6x9. Одну из сторон заматировал, полив уайт-спиритом и растерев бумагой. Можно использовать ацетон, думаю еще лучше будет. Можно очень мелким абразивом обработать. Полученную пластину прикрепил на изоленту матовой стороной к объективу:
Теперь я вращал ручку фокусировки, добиваясь получения на матовом стекле резкого изображения. Использовал увеличительное стекло. Потом смотрел в окошко дальномера и иглой двигал эксцентрик до совмещения изображений лампочки в дальномере. Когда дальномер навелся на лампочку я закрутил два винтика, скрепив эксцентрик и шестеренку фокусировки объектива. Потом все аккуратно собрал. С первого раза не получилось (то одно отпадет, то другое), но с пятого раза собралось. :)
Правда, портреты на полностью открытой диафрагме все равно снимать удобнее на зеркалке.