Поляризационный фильтр -- один из тех фильтров, которые невозможно заменить с помощью Photoshop.
Вообще поляризационные фильтры нужны в основном, чтобы убирать блики от источников света с
разнообразных поверхностей (неметалличеких). Для пейзажа это мегаценное качество.
Вот фрагмент кадра, слева без полярика, справа с ним:
Видно, что ушли блики с листьев и с реки на заднем плане.
Вот еще аналогичный пример, видно, что для съемки листвы при ярком солнце полярик полезен:
Можно убирать не блики, а отражение с диэлектрических поверхностей (вода, стекло, пластики):
Слева в окне машины видно отражение облаков, справа их нет. Так можно снимать
сквозь витрины, делать воду "прозрачной".
Можно не убирать отражения, а наоборот их усиливать. Эффект не очень сильный, но заметный: если снимаешь отражения в луже, то, покрутив полярик, можно интенсивность отражений сделать более равномерной по всему кадру.
Еще одно традиционное применение поляризационных фильтров — съемка
пейзажей с небом и облаками. Если снимать перпендикулярно солнцу, то можно
затемнить небо, выделив облака. Для очень широких углов в этом случае полярик
не пременяется, так как небо получается неоднородным.
Так фон для портрета сделать можно:
Также при съемке портретов поляризационным фильтром можно убирать блики с кожи.
Дополнительным бонусом идет то, что полярик просто ослабляет свет раза в четыре. В принципе пойдет как замена нейтрально-серому. А уж если добыть где-нибудь редкий в наши дни фильр с линейной поляризацией, то, совместив его с обычным фильтром с круговой поляризацией можно, получить очень темный фильтр с регулируемым светопропусканием и инфракрасный фильтр.
Когда всего этого покажется мало, можно еще на вспышку прикупить поляризационный фильтр и продолжать эксперименты. :)
"Минус" поляризационного фильтра заключается в том, что выраженность эффекта от его присутсвия зависит от направления света. Например, если солнце расположено прямо перед камерой, то никакое вращение фильтра небо не затемнит.